Главная | Форум | Регистрация | Вход | Приветствую Вас Гость | RSS |
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ] |
|
Форум Мир ФЭНТЕЗИ Интересные Истории Бестиарий: Бестиарий. Эльфы |
Бестиарий: Бестиарий. Эльфы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы понять, откуда взялись эльфы на страницах фэнтези-литературы,
Первый тип — это “светлые” или “небесные” эльфы. Свое второе называние они получили Второй тип эльфов — это “темные” эльфы. Внешне и внутренне они совсем не похожи
Еще один исторический источник, который стоит упомянуть — древнекельтские и германские Эльфы |
![]() |
Галадриэль, |
Из скандинавской и кельтской мифологии в мир Арды
эльфов (а также гномов, драконов, троллей) привел Дж. Р. Р. Толкин. Его мир стал
одной из первых фэнтези-вселенных, в котором присутствовали элементы из различных
мифов и легенд многих народов (скандинавские, кельтские, англосакские). Если говорить
конкретно о фэнтезийных эльфах,
то он первым полностью описал их внешний облик и внутренний мир.
Его эльфы, они же Перворожденные, они же Старшая раса, являются в мир после того,
как боги (айнуры) создали мир и наполнили жизнью. После непродолжительного пребывания
в этом новом мире боги, опасаясь дурного влияния темного Мелькора, всеми способами
стараются переселить эльфов из места их рождения, так называемых “Вод пробуждения”,
в обитель богов — Валинор, чудесный остров, находящийся далеко на Западе (аналогия
с библейским Эдемом). На этом острове эльфов ждала безмятежная жизнь, полная радости
и счастья.
![]() |
Знаменитые |
![]() | ![]() |
Образцы |
Большинство эльфов вняли советам богов и через несколько десятилетий,
проведенных в пути, они оказались
на далеком острове. Этих эльфов принято называть Светлыми эльфами, или Эльфами
Света.
Однако были и
другие, которые не послушались совета богов и остались у “Вод пробуждения”, их
называют
авари,
или Темными эльфами. Но в данном случае слова “темный” и “светлый” используются
не как синонимы “злой/добрый”, а в своем прямом значении. В те времена во всем
мире Арды царила тьма, и только в Валиноре — свет, именно поэтому тех эльфов,
кто видел этот свет, называют Светлыми, а тех, кто остался во тьме, — Темными.
![]() |
Леди |
Внешность у толкиновских эльфов остается такая же, как и у
их старших братьев из скандинавской мифологии. Они совершенны и ликом,
и телом. Некрасивых эльфов не бывает, потому как они были созданы совершенными
и без изъянов. Эльфийские глаза — большие, всегда чистых цветов, обычно серые
и голубые (небесные), но не зеленые.
Еще одна особенность внешности — это их уши. В отличие от людских,
они немного длиннее и заострены сверху, по форме напоминая лист. Черты лица, в
отличие от человеческих черт, более утонченные. На лице эльфов не растут волосы
— вы
не встретите у Толкина фраз “у этого эльфа была шикарная борода” или “лицо эльфа
покрывала трехнедельная щетина”.
![]() |
Мультяшные, |
Описать общий характер толкиновских эльфов сложно, ведь это уже не “светлые эльфы”
из скандинавских мифов, про которых
мы могли сказать: “Все они добрые и справедливые”. У каждого эльфа в мире Толкина
свой неповторимый характер, и у этого характера есть не только светлые стороны.
Из скверных качеств эльфов Толкин чаще отмечает зависть, ярость, озлобленность,
чрезмерную гордыню. Причиной появления в эльфах, изначально — существах добрых
и светлых,
этих
темных сторон, является уже упомянутое дурное влияние Темного Бога — Мелькора.
Вообще Толкин называет единственного виновника насаждения зла — Мелькора, а позже
— его последователя
Саурона.
Если бы не было этих высших созданий — про эльфов Толкина можно было бы сказать
то же самое, что и про “светлых эльфов” Скандинавии.
![]() |
Пирсинг |
Эльфы Толкина очень тесно связаны с окружающим миром: пока он существует, будут
существовать
и они. Высказывание “умер своей
смертью”
не может быть применено к эльфу, потому что умереть без посторонней помощи он
не может. Но даже если его жизнь прервется
(например, эльф
погибнет в битве), то по прошествии некоторого времени их феа (душа) возвращается
в мир в другом теле.
В истории Арды известно и несколько случаев добровольного ухода
эльфов из жизни путем так называемого “вечного сна”. Причина сна кроется в том,
что душа эльфа устает жить в этом мире и жаждет покоя. Во время сна тело остается
нетронутым, а организм продолжает функционировать
(присутствуют пульс и дыхание), но в нем нет
души, которая уходит в Чертоги Мандоса, где души находят покой и исцеление. По
прошествии некоторого времени души по собственному желанию покидают чертоги и
возрождаются в новых телах.
Более всего эльфы ценят красоту внешнюю и внутреннюю, в любой
форме ее проявления, будь то красота соплеменника или изделия. Красота воспевается
ими в песнях. Среди эльфов много бардов и поэтов, а профессия менестреля — одна
из самых уважаемых в их обществе (одной из причин всеобщего уважения является
то, что пение айнуров послужило толчком к возникновению вселенной).
![]() | ![]() | Стинг, |
Из-за того, что срок жизни эльфов не ограничен,
они достигли совершенства во всех искусствах, уступая только гномам — в обработке
металлов. В остальном они преуспели больше других народов. Среди наиболее часто
упоминающихся достижений эльфийской культуры — скульптура, архитектура, кораблестроение,
обработка
драгоценных камней, разведка, военное дело. Говоря о последнем, отметим, что,
вопреки бытующему мнению, эльфы не отдавали предпочтения
какому-либо виду
оружия, владея всеми видами одинаково хорошо.
![]() |
Уникальная |
Описание архитектуры и скульптур, созданных эльфами, мы часто
встречаем на страницах книг Толкина: Гондолин, Нарготронд, Ривендейл, Лориэн.
Общее в этих творениях только одно — совершенная красота. Также
мы встречаем величественные корабли-лебеди, создаваемые одной из ветвей эльфов
— телери. Весь сюжет книги “Сильмариллион” строится вокруг трех камней непередаваемой
красоты, сделанных одним из эльфов.
Среди прочих умений эльфов есть и такое, которое некоторые
несведущие люди называют магией. На самом деле суть этого умения заключается в
том, что эльфы могут общаться без слов, образами. Называется это искусство осанве,
большинству не-эльфов оно не доступно, хотя случались и исключения.
Подводя черту под рассказом об эльфах мира Арды, приведем сжатое
описание толкиновского эльфа. Он высок ростом, изящен, с утонченными чертами лица,
большими глазами и
остроконечными ушами. Он совершенен внешне и мудр внутренне, он живет вечно и
вечно же стремится украсить мир своими творениями, из-за красоты которых нередко
проявляет чрезмерную гордость или зависть. В то же время эльф не нарушает законов
чести или приличия, если только ему не препятствует что-либо (например, клятва),
что для него важнее всех законов, вместе взятых.
В дальнейшем эльфы Толкина стали своеобразным эталоном для
многих авторов фэнтези, которые широко использовали древнюю расу в своих мирах.
Часто эти эльфы почти ничем не отличаются от толкиновских прототипов, поэтому
мы не станем подробно останавливаться на них. Но были и такие авторы,
которые, описывая своих эльфов,
напрямую обращались к реально существующим мифологическим источникам — к германским
и кельтским легендам, попутно изменяя эльфийскую внешность и внутренний мир.
![]() | ![]() |
Эльфы |
Ник Перумов является одновременно как продолжателем
традиций мира Толкина (дилогия “Кольцо Тьмы”), так и создателем собственного мира,
в котором многое взято из исторических первоисточников.
В его свободном продолжении “Властелина Колец” эльфы те же,
что и у Профессора. Но к толкиновскому описанию он добавляет детали, которые профессор
не затрагивал и не упоминал. В большинстве своем эти
нововведения связаны с искусством ведения боя. На страницах перумовских книг мы
встретим упоминание о том, что любимое оружие эльфов — лук, а любимая тактика
боя — засады.
![]() | ![]() |
В своем же собственном мире, точнее — в системе миров, так называемом “Упорядоченном”,
Перумов обращается с эльфами гораздо более вольно. Несмотря на то, что часто они
соответствуют описанию Толкина, в отдельных мирах перумовской вселенной появляются
достаточно оригинальные подробности. Например, в книге “Земля без радости” он
говорит о том, что после рождения ребенка эльфийка превращается в ужасное создание
и спускается в некое сакральное место, дабы не пугать своим видом окружающих.
В книге “Алмазный
меч, деревянный меч” Перумов представляет нам младшую ветвь эльфов — дану, или
лесных эльфов, а в мире романа “Гибель богов” среди множества различных рас можно
встретить и старших братьев эльфов — альвов (взятых напрямую и буквально из скандинавской
мифологии).
![]() | ![]() |
![]() |
Еще один интересный взгляд на народ эльфов мы найдем
в книгах Анджея Сапковского. У него эльфы, как и у Толкина — первая раса, поселившаяся
на земле. Дни их расцвета и величия сравниваются с “золотым веком”. Но в какой-то
момент в этот мир пришли люди. Эльфы с высоты своего развития смотрели на
людей,
как на дикарей, не признавали
в них младших братьев и, понятное дело, ни в чем им не помогали. Люди плодились
намного быстрее эльфов, а потому очень быстро обрели власть и прогнали заносчивую
и гордую расу с плодородных земель.
В своем мире Сапковский показывает эльфов как тупиковую ветвь
развития, влачащую жалкое существование и постепенно вымирающую. Большинство из
них живет в бедности и нищете, но даже в таких условиях они гордятся своим происхождением
и презирают смертных людей.
![]() |
Среди эльфов Сапковского можно выделить две группы. Первая группа — это эльфы,
которые смирились с людским превосходством и живут в человеческом обществе, стараясь
влиться в него. Вторая
— эльфы, которые так и не признали господства людей и своего поражения. Они продолжают
с презрением относится ко всему человеческому, отвергают
компромиссы,
а конфликт для них — единственный способ решения проблем. Обе эти группы независимо
от своих действий постепенно вымирают или смешиваются с человечеством.
Эльфов Сапковского я бы назвал “жалкими эльфами”, потому что они растеряли красоту
и былое величие, сохранив лишь гордость, присущую им изначально. Сапковский увидел
в социальной модели эльфийского народа, впервые предложенной Толкином, медленную
деградацию, неспособность к переменам и порочную верность традициям. Именно эти
черты он и подчеркнул
в общественной структуре эльфов собственного фэнтези-мира.
Биологическое описание эльфийского народа, сделанное Сапковским, существенно отличается
от толкиновских аналогов. Одно из главных различий — это срок жизни. Эльфы этого
мира живут не вечно, а всего 600-700 лет, в связи с этим эльфы Сапковского знакомы
с такой стадией жизни, как старость. Их кожа бледная, эльф не может загореть на
солнце; хотя, возможно, загоревших
эльфов не было
и в мире Толкина, просто он об этом забыл упомянуть. У Сапковского нередки эльфы
с глазами ярко-зеленого цвета, каких у Толкина не было. Сапковский сознательно
не проводит яркой границы между добром и злом, а потому и
по своему характеру его эльфы не так односторонни, как толкиновские.
![]() |
Ролевая игра Dungeons & Dragons многое привнесла
в современные представления об эльфах. Нельзя сказать, что описание эльфийской
внешности в D&D разительно отличается от толкиновского, но нужно заметить,
что в D&D этот народ описан
намного подробнее,
чем у писателей фэнтези — такова специфика ролевых игр. В руководствах D&D
можно найти детализированное описание эльфийской истории, мифов, менталитета,
магии, ремесел, быта и даже алфавита и языка!
![]() |
Поскольку основа D&D — это не отдельный
фэнтези-мир, а целый комплекс
миров, мирков и даже вселенных, в D&D существует множество разновидностей
внутри эльфийского народа. Во внешности эльфов разных подрас различия
наблюдаются и
в росте, и в физиологических особенностях (жабры у морских эльфов, крылья — у
воздушных),
и в цвете кожи, волос и глаз. Обратимся к наиболее распространенной подрасе, описанной
в главной книге правил (Player's Handbook edition 3.5), представителей которой
часто именуют “высшими
эльфами”.
Итак, в отличие от толкиновских канонов, эльфы D&D не выше,
а ниже человеческого роста: их рост он колеблется от 125 до 160 сантиметров. Как
и в классическом фэнтези, они обладают красивыми,
утонченными чертами лица и правильным телосложением, но они
более
хрупки, чем прототипы из романов Толкина. Вес взрослого эльфа, в зависимости от
пола, составляет от 40 до 70 килограммов. Цвет глаз зависит от эльфийской подрасы
(или наличия в генетическом древе эльфа предков иных эльфийских народов), он может
быть зеленым, янтарным, голубым и карим. Кожный покров
у эльфов, как правило, очень бледный, но примеси
крови
у каждого индивидуума
могут быть причиной
темного и даже зеленоватого цвета кожи. Половозрелость эльфа наступает с возрастом
примерно в 100 лет, а продолжительность жизни составляет от 220 до 700 и более
лет, он тоже зависит от подрасы, к которой
относится эльф. Слухи о физиологическом бессмертии эльфов, таким образом, сильно
преувеличены.
![]() |
Эльфы D&D защищены от прямого воздействия чарующей магии
и волшебного сна, а их чувства (зрение и слух) обострены. В темноте, при свете
луны или свечей эльф способен видеть в два раза дальше, чем человек.
Большинство эльфов D&D имеют склонность к магическим наукам,
а из всех видов оружия предпочитают прямые клинки (мечи и шпаги) и, конечно же,
луки. В целом, эльфы разных подрас достаточно сильно различаются культурой, местом
обитания, уровнем развития, характером и отношением к другим расам. Безусловно,
наиболее яркой и необычной из подрас D&D-эльфов
являются “дроу”, или темные эльфы, живущие под землей и злобные по своей природе
— но это уже совсем другая история, достойная отдельной статьи.
Из-за того, что в D&D у представителей эльфийского племени
— огромное число разновидностей, общий образ D&D-шного эльфа получается размытым.
В целом “местный” эльф — существо удивительно ловкое, смышленое (еще бы, мудрость
накапливается веками!), полагающееся на волшебную силу, чтящее собственных древних
богов и открытой схватке предпочитающее стрельбу из лесной чащи или иного укрытия.
![]() | ![]() |
Описание эльфов в D&D (а также в сопутствующей D&D литературе), по всей
видимости, самое полное
и детальное. Оригинальных эльфов из D&D можно поставить в один ряд с эльфами
Толкина, они оказали огромное влияние на традиционное представление о фэнтези-эльфах.
Большинство писателей фэнтези в своих мирах и вселенных пользуются образами, предложенными
Толкином и авторами D&D, дополняют и развивают их (как Перумов), смешивают
и в итоге создают нечто самобытное (как Сапковский).
Эльфы, состоящие из пикселей | ||||
В игровую индустрию эльфы успели проникнуть в 1973 году, когда был разработан
|
![]() | ![]() |
| |||
| |||
Copyright MyCorp © 2010 |
Хостинг от uCoz |