Чудеса из подгорного
царства
Магия гномов
Невысокий рост, широкие плечи, огромная борода, страсть к
золоту и спиртным напиткам, упрямство, огромный топор или боевой молот — таков типичный набор признаков, по которым безошибочно распознается
классический фэнтезийный гном (dwarf). Отважные
воины и умелые кузнецы, эти завсегдатаи волшебных миров, на первый взгляд, не
преуспели в магическом ремесле и совершенно не жалуют всяческих чародеев. Но у
подгорного народа есть своя магия! Ведь именно они выковали добрую половину
всех магических мечей, топоров, булав и колец самых известных
фэнтези-вселенных, именно они владеют секретами магических рун, именно им
подвластны тайны удивительно легких и прочных магических доспехов...
Представление о подгорном народе как о расе, абсолютно
лишенной магических навыков, достаточно распространено. Но оно безосновательно,
поскольку не дает полного представления о гномах, которые живут едва ли не в
каждом втором фэнтезийном мире. Традиционно немногочисленные, неуживчивые и
склочные гномы вряд ли сумели бы выжить в фэнтезийных мирах, со всех сторон
окруженные врагами, для которых волшебство — вторая натура, если бы сами
ничего не смыслили в чародействе.
Из легенд в эпос
 |
Талант к кузнечному делу у гномов в крови. |
Гномы в европейской мифологии — такие же магические
существа, как эльфы или гоблины. Естественно, как и прочие волшебные существа,
они не лишены сверхъестественных талантов.
Из ранней скандинавской мифологии известны двергары —
мрачные, бледнолицые, боящиеся солнца и родственные духам природы бородатые
создания, не уступавшие в росте человеку. Как и другие духи, двергары обладали
магическими способностями; в первую очередь они проявлялись в кузнечном деле.
Благодаря этому таланту двергары пользовались особым расположением богов и
королей, для которых ковали волшебное оружие. Так, из их кузней вышли
знаменитые молот Тора — Мьёлнир, копье Одина — Гунгнир и цепи, сковавшие волка Фенрира.
 |
В Средиземье перед гномом открыто много путей, но ни один из них не связан с магией. |
В то же время двергарам не была чужда и магия камня: одна из
легенд повествует о том, как двергар обманул захмелевшего короля и навеки
заточил того внутри скалы. Согласно скандинавским мифам, двергары были знакомы
с тайным волшебным языком — это, наряду с не слишком дружелюбным
характером и внешностью, роднит их не столько с «современными» гномами, сколько
с темными эльфами. Лишь в более поздней мифологии двергары описываются как
невысокие, малопривлекательные и даже уродливые создания, наделенные древней
мудростью и невероятными способностями. А со временем гномы и вовсе
превратились в наполовину комических персонажей, склонных к злым шуткам, хотя в
целом и не враждебных по отношению к людям.
Как и эльфы, свой современный, ставший классическим облик
гномы обрели с легкой руки автора «Властелина Колец». Гномы Средиземья были
созданы из камня валаром Ауле, а жизнь в них вдохнул сам Эру Илуватар, и он же
усыпил семь праотцов-гномов до тех пор, пока в Арду не пришли эльфы и люди.
Ауле создавал народ, который смог бы противостоять козням
Моргота, и потому вложил в гномов упорство, силу, умение работать с камнем и
металлами — но обделил их волшебными дарованиями. Даже знаменитые семь
колец власти гномы выковали не сами! Их преподнес Саурон... хотя сами гномы
предпочитают считать, что Дарину кольцо подарил эльф Келебримбор. Как бы то ни
было, вопреки планам Темного властелина, кольца не превратили гномов в его
рабов, а лишь развили их природную склонность к обогащению, что принесло
подгорному народу немало бед.
Почти лишенные способностей к магии, бородатые карлики стали
частыми гостями в магических мирах. Но «почти» в данном случае настолько
расплывчато, что требует очень развернутой трактовки. Ею мы сейчас и займемся.
 |
Жаль, запускать молнии из пальца не умею! |
Восставший маг |
В самое мрачное для гномов мира WarCraft время клан Темного железа возглавил маг-тэн Тауриссан. Его клан был изгнан из древнего государства гномов, но Тауриссан не смирился, объявил себя императором и поклялся отомстить. Самопровозглашенный император основал город, названный в его честь, и начал вместе со своей женой-колдуньей Модгуд готовить военную кампанию против собственных сородичей. Тауриссан возглавил атаку на клан Бронзовой бороды, Модгуд же повела войска на цитадель Диких молотов, но клану Темного железа не хватило сил; обе армии были повержены, а Модгуд, несмотря на все свое темное могущество, погибла. Чувствуя, что победа невозможна, Тауриссан призвал Рагнароса, надеясь, что тот уничтожит его объединившихся врагов. Император переоценил свои силы и погиб, едва закончив заклинание, а Рагнарос вскоре подчинил себе весь его клан. Ныне кланом руководит сын Тауриссана и Модгуд, чародей Дагран. |
Кузнецы Старого света
 |
Здесь куют металл. Волшебный металл. |
«Молот войны». Эта вселенная представляет собой
квинтэссенцию классического фэнтезийного мира. Здесь если уж рыцари — так
благородны до кончиков шпор, эльфы — непременно надменны и изящны,
орки — многочисленны и совершенно неуправляемы... А гномы? Разумеется,
гномы — отличные воители и технари, но в противовес тому — аховые
кавалеристы и волшебники. Есть ли какие-то «но»? Конечно, есть! Давайте по
порядку.
Из всех рас вселенной Warhammer гномы считаются самыми нечувствительными к магии. С одной стороны, заклинания
даже лучших эльфийских или человеческих мастеров волшебства зачастую не
оказывают на гномов никакого влияния, а с другой — и сами низкорослые
бородачи не могут тепло встретить отряд противника даже самым примитивным
«огненным шаром».
 |
Гномы-волшебники в бою не прячутся за чужими спинами. |
Впрочем, мир «Молота войны» настолько пронизан магией, что
было бы крайне удивительно, не научись гномы использовать ее — пусть даже
не напрямую. Сами гномы утверждают, что у них нет магов не из-за каких-то
врожденных проблем, тут дело в принципе: они не хотят иметь дела с дикой
магией, упорядочить которую им помогают руны. Одной из самых уважаемых
каст в обществе гномов Старого света испокон веков остаются «кузнецы рун»,
хранящие секреты специфического гномского волшебства. Его секрет заключается в
том, что с помощью особых рун магическая энергия заключается в какой-либо
предмет, который таким образом наделяется теми или иными магическими свойствами.
Рунное оружие может пробивать доспехи противника, словно
бумагу, повышать реакцию или силы подгорного воина, уничтожать магическое
оружие врагов и прочее в том же духе. Кузнецы рун наносят свою тайнопись не
только на топоры и молоты, но и на доспехи, талисманы, боевые стяги и даже
артиллерию. Предмет, на который нанесены те или иные руны, по своим свойствам
зачастую на порядок превосходит свой обычный аналог!
Гномы на протяжении сотен лет развивали искусство рунической
магии и достигли в ней небывалых высот. Даже такие доки по части волшебства,
как горделивые высшие эльфы, не считают зазорным использовать в бою оружие,
выкованное именно гномами. Те, впрочем, не торопятся делиться произведениями
оружейного искусства — каковым, без сомнения, можно назвать любое рунное
оружие — с инородцами, пусть даже трижды союзниками.
 |
Среди гномов благородной профессии кузнеца рун изредка встречаются и дамы. |
В этом кроется большое преимущество гномов над другими
расами мира «Молота войны»: если те ограничены в выборе магических предметов,
то гномы могут без особых проблем создавать волшебные предметы, предназначенные
для выполнения конкретных (чаще всего боевых) функций. Казалось бы, зачем такие
сложности — пусть бы кузнецы рун разукрасили топоры и молоты бойцов всеми
возможными рунами сразу, и армия гномов стала практически непобедима. Но на
деле у любой магии — свои законы.
Во-первых, ни один предмет не может нести на себе более трех
рун. Во-вторых, в одной армии не может быть двух воинов, на оружии которых
выгравирован одинаковый набор рун. И во всей армии не может быть более одной
руны власти — самой могущественной из тех, что придумали гномы.
 |
Кузнецы рун покрывают излюбленной тайнописью в том числе и собственные наряды. |
Для создания волшебных предметов Кузнецы рун нуждаются в
редком артефакте, именуемом «Наковальней судьбы». Он был создан в древние
времена великим кузнецом Кургазом в сердце Громовой Горы. По преданию, злой
дракон разрушил то поселение гномов и уничтожил величайших кузнецов рун, со
смертью которых секрет создания «Наковален» оказался утерян. С тех пор отнюдь
не склонные разбрасываться деньгами гномы ценят оставшиеся «Наковальни судьбы»
гораздо дороже любых драгоценностей и золота.
«Наковальня судьбы» — не просто рабочее место кузнеца
рун, а могущественное магическое оружие. Во времена, когда гномам грозят самые
опасные враги, подгорные воители выносят древний артефакт на поле боя, доверив
его самому опытному кузнецу рун. Тот ударом молота по древнему артефакту
способен призывать на помощь армии гномов дикую мощь первоэлементов —
огня, земли, воды или воздуха.
Хотя гномы традиционно считаются «светлой» расой, часть
этого народа отвергла благородные пути предков и предалась силам Хаоса. Тот
наделил некоторых новоприобретенных бородатых слуг несвойственными им талантами
к волшебству. Но за невообразимое могущество гномы вынуждены платить дорогую
цену — постепенно те, кто использует магию Хаоса, превращаются в каменные
статуи. Зато они обладают уникальной способностью создавать магические механизмы,
обладающие невероятной разрушительной силой. Всего несколько сотен
гномов-изменников отважилось овладеть темным искусством; именно они и правят
замкнутым и жестоким обществом гномов Хаоса.
 |
Волшебная наковальня пригодится не только в кузнице, но и на поле боя. |
Кузнечных дел мастер |
Величайшим из ныне здравствующих кузнецов рун считается старый Торек Айронброу, который всю свою жизнь посвятил изучению рун и помнит еще тех, кто умел создавать «Наковальни судьбы». Сам Торек хранит одну из них и не раз использовал ее для того, чтобы защитить родной Карак Азгал и возглавить армию гномов. Он консервативен, требователен, любит повздыхать о прошлом и посетовать на нерадивую молодежь, но благодаря своим знаниям и способностям пользуется огромным уважением у всех гномов. |